Историческая игра «За семью печатями»
Правитель единой страны

Эпоха Ивана III: Итоговый урок по теме
«Формирование единого Русского государства в XV веке»

Калёнова Наталья, учитель истории

Задачи
• проследить процесс завершения объединения русских земель вокруг Москвы;
• осмыслить роль Ивана III и его место в истории России.
Оборудование
• Карта «Образование единого русского государства» в презентации;
• Раздаточный материал (документы, сводные таблицы);
• Презентация «Государь всея Руси»;
• Дополнительная литература, используемая учащимися на уроке.
Ход урока
I. организационный этап
В связи с тем, что учащиеся самостоятельно работали по группам при подготовке к уроку, они рассаживаются также по группам. При работе можно использовать любой источник для ответа на вопросы урока.
II. закрепление и обобщение материала
Учитель. На сегодняшнем уроке нам предстоит подвести итог тому, что мы знаем об Иване III Васильевиче и его правлении. Для того чтобы нам было проще обобщить собранные материалы, вы разделились на группы. В течение недели вы добывали сведения, читая дополнительную литературу в нашей библиотеке, дома, а также используя интернет-ресурсы.
Задание. Сформулируйте цели нашего урока.
Учитель. Эпиграфом нашего урока я предлагаю взять слова Н.М.Карамзина, сказанные об Иване III.
«Нельзя не удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели... Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами... но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны...»
Согласны ли вы с высказыванием Карамзина? Ответы свои аргументируйте.
Тем не менее на сегодняшний день мы высоко оцениваем деятельность Ивана III Васильевича, человека, ставшего «государем всея Руси».
Задание
Давайте ещё раз рассмотрим основные периоды жизни Ивана III, его основные дела, для того чтобы ответить на поставленные проблемные вопросы.
• Какие изменения произошли в Московском государстве во время правления Ивана III?
• Что дало Ивану III право именоваться царём?
Думаю, это нам поможет сформировать целостное представление об эпохе Ивана III.

Объединение Русских земель
Учитель. В ХIV-ХV вв. сложились окончательные предпосылки образования единого государства на Руси. Но были задачи, от решения которых зависело дальнейшее развитие государства. Назовите их.
• Нужно было завершить процесс объединения земель и избавить страну от золотоордынского ига.
• Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершён?
• Когда они были присоединены? (Таблица)
Вопрос
Присоединение каких территорий было наиболее важным и значимым? Свой ответ аргументируйте.
• Новгородской земли, потому что Новгород был старейшим центром Русского государства, известным своей самостоятельностью и независимостью.
• Твери, потому что она была главным соперником Москвы в борьбе за объединение.
Учитель. Особое значение придавал Иван III усилению своего влияния в Новгороде, в котором шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой и её сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку Великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так можно сохранить независимость Новгорода.
В 1471 г. Борецкие заключили с великим князем литовским и польским королём Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный город.
В июле 1471 г. на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришёл. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму, отказавшись от союза с литовским князем. Осенью 1475 г. московский князь вновь отправился в Новгород. По дороге он наказывал бояр, на которых поступали жалобы от жителей, выступая в роли народного защитника и этим ослабляя новгородскую вольницу.
В 1477 г. новгородские послы назвали Ивана III «государем», что являлось безоговорочным признанием полной власти московского князя, который потребовал немедленного введения на берегах Волхова великокняжеского суда и управления. Отказ новгородцев спровоцировал новый поход Ивана III. В январе 1478 г. Новгород потерял свою независимость, что предопределило судьбу Твери. Попытка тверского князя Михаила Борисовича путём женитьбы на родственнице Казимира IV заключить союз с литовским князем оказалась неудачной. Литовский князь не решился оказать военную помощь Твери.
В 1484 г. войска московского князя осадили город. Осенью 1485 г. Тверь была присоединена к Московскому государству.
Во время рассказа учителя учащиеся кратко записывают в тетради основные события и даты:
1478 г. — присоединение Новгорода к Москве.
1485 г. — присоединение Твери к Москве.

Объединение земель вокруг Москвы - единая система государственного управления.
После присоединения Твери Иван III стал называть себя «Божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский... и иных земель».
Княжества делились на уезды. Управление осуществляли наместники. (Словарик)

В 1497 г. Иван III ввёл единый для всей страны Судебник.
В Судебнике было 68 статей.

Усиление центральной государственной власти.
Ограничено право крестьянина переходить от феодала к феодалу (неделя до и неделя после Юрьева дня — 26 ноября). За уход от феодала полагалась уплата «пожилого»: плата за годы, прожитые на прежнем месте. «Пожилое» = 1 руб. (10 пудов мёда). Этот закон положил начало крепостному праву на Руси.

Русская церковь в XV — начале XVI вв.
Церковь — крупнейший собственник. Определяет духовную жизнь страны.
Стремление государства подчинить себе Церковь.
Внутрицерковная борьба по вопросам веры:
Иосифляне (впоследствии — стяжатели) отстаивали право Церкви на власть над землей и крестьянами.
Нестяжатели, сореане (Нил Сорский, скитник на р. Соре) — против права Церкви на землю и крестьян.
1502 г. — на церковном соборе Иван III поддержал иосифлян.
Русская церковь была одновременно и государственным, и национальным, и духовным институтом.
Самодержец — царь земной, помазанник Божий.
Церковное и монастырское землевладение сохранялось.

Свержение золотоордынского ига
Учитель. Процесс объединения русских земель фактически был завершён. При Иване III было создано единое Русское государство с центром в Москве.
Вопросы
• К решению какой проблемы можно было приступить после завершения процесса объединения? (К свержению золотоордынского ига).
• Предпринимались ли ранее такие попытки, и чем они завершились? (В 1380 г. произошла Куликовская битва, после которой русские княжества прекратили выплату дани Золотой Орде).
Задание
Назовите союзников и противников Московского государства. (Союзником Московского государства был крымский хан Менгли-Гирей, а Ливонский орден и Золотая Орда с польско-литовским королем Казимиром были противниками).
Задание
Удалось ли Ивану III решить внешнеполитическую проблему, мы узнаем, проанализировав фрагмент Никоновской летописи.
«В лето 1480. того же лета безбожный царь Ахмат Большой Орды пошёл на православное христианство, на Русь ... похваляясь разорить святые церкви и все православие пленить... Князь же великий Иван Васильевич, слышав то, начал отпускать к Оке на берег своих воевод с силою... и повелел там идти сыну своему, князю Ивану Ивановичу, и брату своему, князю Андрею Васильевичу Меньшему, к Калуге, к Угре на берег.
И придя, заняли они броды и перевозы... царь Ахмат со своими татарами пошёл по Литовской земле... пришёл к Угре и стал на другом берегу противу великого князя... И начяша стрелять наших, а наши начяша их стрелять из луков и пищалей...Когда же река стала, тогда князь великий велел сыну своему и брату и всем воеводам со всеми силами отступить от берега и прити к себе на Кременец, боясь татарского перехода. Когда же отступили сыновья русские от берега, тогда татары, страхом одержимые, побежали, думая, что берег отдаёт им Русь и хочет с ними биться»
.
Вопросы
• Когда и где произошла встреча противников?
• Почему ордынцы отступили?
• Почему это событие назвали не битвой, а стоянием?
• Какое значение имело для русских земель «стояние на реке Угре?»

Таблица «Дипломатия Ивана III»

Установление новых порядков в государстве
Учитель. Супруга Ивана III умерла, и великий князь решил жениться второй раз. Его новой супругой стала Софья Палеолог, племянница последнего императора Византии Константина, погибшего от меча турецких завоевателей.
Женитьба великого князя на византийской принцессе позволила объявить Москву преемницей Византии, центром православной веры.
Иван III сделал гербом своего государства византийский герб — двуглавого орла, а себе взял титул «Государь всея Руси».
Возвышая Москву, Иван III подчёркивал наследование им власти и от древнерусских князей.
Итальянский архитектор Аристотель Фиораванти возвёл новый Успенский собор — главный храм Русского государства.
До этого крупнейшим русским собором был Успенский собор в г. Владимире.

Итоги правления Ивана III глазами современников и потомков
Учащиеся подводятся к следующим выводам:
1. При Иване III практически завершился процесс собирания русских земель вокруг Москвы.
2. Произошло освобождение Руси от золотоордынского ига.
3. Укрепился международный авторитет Московского государства, расширились дипломатические и торговые связи. На востоке Европы появилось новое могучее и независимое государство — Россия.
4. Усилилась единоличная власть, московский правитель стал самодержцем. За четыре десятка лет под руководством Ивана III страна сделала невиданный скачок в своём развитии. Поэтому народ дал Ивану III прозвище Великий.

Домашнее задание
Историческое сочинение на тему: «Какова роль эпохи Ивана III в истории Российского государства».

// История: научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. – 2014 - № 2 (февраль) – С. 50-53.