Сафаров Марат,
учитель истории, Москва

Материал может быть использован при подготовке урока по теме «Борьба за объединение Руси. Иван III». 6-й класс.

Правление московского князя Ивана III — этапное в русской истории. Именно при нем в целом завершилось «собирание русских земель» и централизация государства, были созданы предпосылки для успешной внешней политики на востоке в XVI в. Наконец, именно при Иване III Русь окончательно обрела независимость от угасающей Золотой Орды.
Изучение развития Российского государства во второй половине XV—начале XVI в. имеет особое значение для школьного курса отечественной истории. Данная тема является во многом обобщающей, подводящей итоги. В ней, опираясь на материал предыдущих уроков производится анализ узловых проблем становления русской государственности эпохи Средневековья.
ПЛАН УРОКА
1. Личность Ивана III.
2. Присоединение Новгорода и Твери.
3. Ликвидация ордынского владычества.
4. Возвышение великокняжеской власти и органы управления.

1. В связи с тем что предыдущий урок был посвящен Золотой Орде, целесообразнее связать проверку домашнего задания с рассмотрением событий 1480 г. — стояния на Угре. Поэтому занятие начинаем с текста [Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России: учебник для 6 класса. § 23], где уточняется, что — хотя московский князь был самым могущественным на Руси — «ему принадлежало еще не более половины территории Северо-восточной Руси. Новгород, Псков, Тверь, Рязань лишь для виду признавали власть великого князя». Учитель поясняет, что большую роль в укреплении стран, в расширении русского государства сыграл князь Иван III — сын Василия Темного. Учащиеся записывают в тетрадь имя князя и годы его правления (1462—1505), что даст возможность усвоить хронологический период изучаемой темы.
Иван III стал московским князем уже имея солидный опыт. Фактический соправитель своего слепого отца, он начал княжение в качестве удельного князя, а завершил правителем единой страны. Среди человеческих качеств Ивана III можно выделить жестокость, сочетавшуюся с талантом дипломата и полководца.

2. Большинство ребят хорошо помнят, что со времен Ивана Калиты начался процесс собирания русских земель. В чем причины возвышения Москвы? Данный вопрос следует адресовать ученикам. Они вспоминают о выгодном географическом положении, переезде митрополита из Владимира и, главное, покровительстве Орды Ивану Калите. Именно при этом князе к Москве были, в частности, присоединены Ярославское и Ростовское княжества. Куликовская битва также укрепила положение Москвы как главного русского города, что не смог изменить даже хан Тохтамыш, взявший столицу в 1382 г. Таким образом учащиеся самостоятельно анализируют этапы возвышения Москвы.
Ребята [работают с картой] «Объединение русских земель в 1462—1533 гг.». Учитель просит рассказать о Новгороде, о его политических и экономических особенностях. Учащиеся, оперируя терминами «республика», «вече» отмечают своеобразие данного региона. Проводится мысль о желании Ивана III усилить свое влияние в Новгороде. Учитель поясняет, что новгородское боярство к середине XV в. разделилось на две группировки. Одну из них возглавила энергичная вдова посадника Марфа Борецкая, считавшая, что независимость Новгороду, сохранение республиканских вечевых традиций может гарантировать лишь союз с Литвой.
Вторую боярскую группировку представляли сторонники сближения с Москвой. Однако и эти бояре надеялись на сохранение независимости Новгорода, гарантией которой и стали бы хорошие отношения с московским князем.
Союз Новгорода с литовским князем Казимиром вынудил Ивана III собрать полки с подвластных ему земель и двинуться на свободолюбивый город. Сражение на реке Шелонь в 1471 г., где новгородцы были разбиты, не дало возможности сразу присоединить республику к Москве. Заплатив контрибуцию и отказавшись от союза с Литвой, Новгород еще семь лет сохранял независимость. Лишь в 1477 г. Иван III предпринял новый поход. Капитуляция в январе 1478 г., перевоз вечевого колокола в Москву, назначение наместника означали окончание существования Новгородской республики.
О судьбе Тверского княжества [рассказывает] один из учащихся. Иллюстрации помогают глубже понять значение изученного. Средневековая миниатюра, изображающая вывоз вечевого колокола, и знаменитая картина А.М. Васнецова «Московский Кремль при Иване III» подтверждают, что Москва стала столицей единого Русского государства [См. Раздел «Наглядные материалы» в данном ресурсе].

3. Укрепление Москвы как единого центра Руси все еще сочеталось с положением великого князя как данника Орды. Однако Иван III уже с 1476 г. не посылал дань в Орду, чем вызвал негодования хана Ахмата, двинувшего свои войска на Русь и призвавшего на помощь Литву. Ивану III удалось собрать удельных князей, а вот Казимир подвел Ахмата. В результате на берегах Угры к октябрю 1480 г. Ахмат оказался без союзника. Ранний снег угрожал татарской коннице, и хан с войсками повернул обратно в степи. Русь стала свободной!
Учителю уместно актуализировать материал предыдущего урока, чтобы учащиеся поняли одну из важнейших причин свержения татарского владычества — междоусобицу в Орде. При объяснении материала о стоянии на Угре нужно использовать иллюстрацию, изображающую Ивана III, рвущего ханскую грамоту. [См. Раздел «Наглядные материалы» в данном ресурсе].

4. Внешняя политика и завершение объединения русских земель изучаются учащимися самостоятельно. Перед ребятами ставится вопрос о дальнейшей внешней политике Ивана III. Тем самым учитель обеспечивает смену видов деятельности на уроке при экономии времени.
Став правителем централизованного государства, Иван III желал продолжить возвышение Москвы теперь уже не только среди русских земель, но и в христианском мире. Этому способствовал и брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог. Брак, задумывавшийся как политический союз, превратился, по словам историка Л.М.Ляшенко, «в союз двух неординарных личностей». Красивая, европейски образованная женщина, испытывавшая личную неприязнь к туркам — разрушителям Византии, всячески способствовала антиордынским настроениям в преддверии стояния на Угре. Софья, пригласившая в Россию итальянских врачей и архитекторов и повысившая авторитет Москвы, не была любима в народе. Это объяснялось ее иноземным происхождением, а во многом и склонностью к интригам и коварству.
Учитель поясняет, что со времен Ивана III московские князья стали иметь собственные регалии — скипетр и державу. Ребятам уместно выписать в тетрадь комментарии, где поясняются значения данных символов, в том числе знаменитой шапки Мономаха.
Практика показывает, что на подробные объяснения материала о системе управления времени не хватает, поэтому учитель может лишь кратко охарактеризовать значение Боярской Думы, принятия Судебника и принцип деления страны.

В заключение урока учащиеся кратко подводят итоги внутренней и внешней политики Ивана III.
Домашнее задание включает в себя чтение учебника. В целях закрепления материала желательно письменно ответить на вопрос [Как управлялось Московское государтво при Иване III?], где требуется охарактеризовать систему управления.// История: научно-методический журнал для учителей истории и обществознания. – 2004 - № 35 – С. 28-31.